На участках, находящихся в частной собственности или предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, возможно строительство некапитальных объектов различного вида – складских, производственных торговых и т.д. Для большинства хозяйственных целей некапитальные объекты могут заменить объекты капитального строительство. При этом возводить их несоизмеримо проще, быстрее и дешевле.
Собственник участка обладает наибольшей свободой действий в вопросе строительства некапитальных объектов. В отличие от арендатора, он обладает бессрочным правом на участок, по своему усмотрению решает, застраивать ли участок недвижимостью или размещать на нем некапитальные объекты.
При этом в отличие от арендатора, который находится под страхом расторжения договора, изъять участок у собственника на порядок сложнее.
Строительство некапитальных объектов осуществляется собственником без разрешения на строительство и иных дополнительных разрешений или согласований или же с получением разрешения в гораздо более простом, по сравнению с капитальным строительством, порядке.
В то время как застройка участка объектами недвижимости даже для собственника является весьма затратной с точки зрения как финансов, так и времени. Так, если участок обременен запретом на строительство (актуально для г. Москвы) или требуется изменение его разрешенного использования, необходимо внести платеж в бюджет в размере иногда до 80 % стоимости участка.
Таким образом обеспечивается принципиальное снижение финансовых и временных затрат. Кроме того, некапитальные объекты могут возводиться на участках, где капитальные строительство не возможно в принципе. Также размещение некапитальных объектов в ряде случае способствует снижению налогового бремени.
Кроме того, для многих собственников участков с капитальными заданиями будет актуальна их надстройка некапитальными мансардными этажами, навесами и т.д.
В то же время, учитывая недостаточную определённость понятия недвижимости в законодательстве, имеется риск претензий и судебных требований со стороны контролирующих органов и иных заинтересованных лиц. В связи с этим собственнику участка целесообразно действовать на опережение, изначально позаботиться о подтверждении статуса размещаемых объектов именно как некапитальных.
По вопросам, связанным с размещением некапитальных объектов, готовы оказать следующие услуги:
- Подготовка юридических заключений по вопросам строительства некапитальных объектов, на конкретном земельном участке исходя из его юридического статуса и по вопросам возможности отнесения конкретных объектов (существующих или проектируемых) к некапитальным.
- Юридическое сопровождение процедуры размещения некапитального объекта в том числе — получения разрешения на размещение некапитального объекта, если такое разрешение требуется.
- Комплексное сопровождение процедуры строительства некапитальных объектов с выполнением функций технического заказчика.
- Содействие в подготовке независимого заключения компетентных экспертов-строителей по вопросам, связанным с установлением некапитальности объекта;
- Услуги по минимизации рисков предъявления требований третьих лиц о признании возведённого объекта капитальной постройкой, в том числе при наличии текущего спора:
5.1. Содействие в получении документов, способных являться доказательством некапитальности строящегося или возведённого объекта:
- заключения независимой экспертизы о некапитальности объекта.
- заключения кадастрового инженера о том, что подготовка технического плана объекта невозможна ввиду его некапитальности;
- решения кадастровой палаты (ФКП Росреестра) об отказе в государственной регистрации права на объект по причине его некапитальности;
Кроме того, Правовой центр «Два М» осуществляет комплексную правовую экспертизу земельных участков с целью выявления экономически эффективных вариантов их использования связанных как с капитальной застройкой так и со строительством некапитальных объектов того или иного назначения. При этом учитываем градостроительный регламент земельного участка (возможные виды разрешенного использования, предельные параметры строительства, нахождение в зоне действия различных ограничений), необходимость внесения обязательных платежей в бюджет (как однократно, так и в виде налогов в дальнейшем).